С 2017 года в России во всю шагает мусорная реформа. Для модернизации инфраструктуры по сбору, транспортированию, обработке и утилизации была введена расширенная ответственность производителей (далее РОП).
Согласно п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» РОП — обязанность хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (производители товаров) и импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (импортеры товаров) обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
В случае не выполнения норматива производители и импортеры уплачивают в федеральный бюджет «экологический сбор».
Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Самый актуальный в этой теме вопрос – это как не платить экологический сбор?
Ответ на этот вопрос кроется в пунктах 3, 4 и 5 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Согласно п. 4 «Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов)»
Согласно п. 5 «Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации»
Самой частой ошибкой в выполнении нормативов утилизации собственными силами является решением получения акта утилизации от предприятия куда сдается вторичное сырье. Такие организации принимают вторичное сырье образуемое в ходе хозяйственной деятельности производителя либо импортера по договору поставки. Договор поставки не подразумевает собой ответственности по сбору, транспортированию, обработке и утилизацию отходов.
Отсюда вытекает первое нарушение. Даже если акт утилизации оформлен правильно, соглашение к договору поставки оформлено верно, необходимо понимать, а задекларировало ли предприятие вторичного сырья утилизацию и сдало ли отчетность в Росприроднадзор. Это первое на чем происходит аннулирование актов утилизации отходов от использованной продукции.
Если предприятие ВМР выписало акт утилизации, сдало отчетность в РПН как утилизатор, возникает вероятность второго этапа аннулирования акта. Наступает она тогда когда производитель или импортер сдали отчетность о выполнении норматива утилизации, и Росприроднадзор в рамках контроля проводит запрос информации у утилизаторов.
В ходе контроля у утилизаторов запрашивают документацию на передачу отходов (либо источник их поступления), документацию на технику и технологию утилизации, сведения учета а также заключение государственной экологической экспертизы. Если предприятие ВМР в установленный 30-ти дневный срок не предоставляет, или предоставляет но не достаточные запрашиваемые сведения – акт утилизации, а также отчетность о выполнении норматива утилизации аннулируются.
В результате первого и второго этапа применяются к Утилизаторам статьи 8.3. КоАП РФ, а для производителей и импортеров статьи 8.41. и 8.5. КоАП РФ.
Также существуют третий и четвертый этап проверок связанный с отчетностью, категорийностью и источниками поступления отходов Утилизатору.
Пятым же способом аннулирования отчетности о выполнении норматива утилизации собственными силами в данной ситуации может стать источник образования отходов у производителя/импортера.
И кроется он в следующем: «Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по сбору, транспортированию и утилизации отходов от использованных товаров». Если отходы (вторичное сырье) образуется в результате собственной хозяйственной деятельности (отходы собственного производства), эти отходы не приняты от сторонних хозяйствующих субъектов, факт получения отходов не отражается в отчетности 2-ТП отходы и в журналах движения отходов, тем самым они не изъяты из оборота на территории РФ. Такие отходы не попадают под понятие «тара упаковка утратившая потребительские свойства после реализации готовой продукции». Все выше указанные нарушения выявляются в ходе контроля в рамках постановления №1073.
О наших услугах:
Если вы производитель либо импортер и вам необходимо выполнить норматив утилизации отходов от использованных товаров — Мы возьмем ответственность по выполнению норматива на себя, у нас только проверенные утилизаторы, отчетность может сдаваться как от имени Ассоциации, так и от имени производителя. Предоставляем акты утилизации на самые ходовые группы отходов, в ходе контроля выполнения норматива утилизации запросы из РПН приходят на наше имя, передача ответственности может быть как частичная (организация инфраструктуры по сбору, транспортированию и утилизации отходов с населения), так и полностью поручения выполнения норматива утилизации и сдача отчетности от имени Ассоциации в центральный аппарат Росприроднадзора.
Мы принимаем с населения и утилизируем следующие группы отходов:
— Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона
— Принадлежности канцелярские бумажные
— Изделия пластмассовые строительные
— Изделия пластмассовые прочие
— Стекло полое
— Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия
— Упаковка металлическая из алюминия
— Упаковка из гофрированного картона
— Упаковка из бумаги и нагофрированного картона
— Упаковка из текстильных материалов
Если вы занимаетесь вторичным сырьем, с вас запросили акт утилизации, вы хотите участвовать в программе РОП и получать финансирование с экологического сбора— Мы разработаем для вас всю техническую, технологическую, бухгалтерскую, первично-учетную и экологическую документацию. Проведем лабораторные исследования, сдадим отчетность, задекларируем утилизацию, пройдем за Вас проверки Росприроднадзора.
Нормативный блок:
Постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 г. N 1073″О порядке взимания экологического сбора»
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. N 1417
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ ст. 24.2.
Административный блок:
Ст. 8.2. КоАП РФ
Ст. 8.41.КоАП РФ
Ст. 8.5. КоАП РФ
С уважением Президент Ассоциации «ПАПП», генеральный директор ООО «Экология Приволжья», член ТПП Нижегородской области Варакин М.В.
#ФорумЭкологов #Росприроднадзор #Экологическийсбор #Нормативутилизацииотходов #Актутилизации #РОП #РЭО
В.Абрамченко: Причина, наверное, в том же, о чём я говорю, – это огромное количество взаимосвязанных блоков, на которые нужно смотреть системно. После советского периода накопили большое количество вреда как такового. Заброшенные промплощадки, полигоны. Например, «Красный Бор», о котором Президент говорил на последнем заседании президиума Госсовета и которым мы сейчас занимаемся. Или корабли, которые затоплены и которые нужно поднимать. Меня очень удивило, что наше нормативное регулирование построено так, что корабль можно просто затопить – это считается утилизацией. Это может быть абсолютно любой корабль, который перевозил грузы, использовался рыбаками, военный корабль. Используются лишь два критерия: не мешает судоходству, не несёт вреда окружающей среде. И часто разные структуры муниципального, регионального, федерального уровня не видят проблем ни для одного, ни для другого. В результате на одном только Дальнем Востоке затоплены больше 600 кораблей. Их нужно поднимать – и это трудная, тяжёлая задача. Нужно прорубать просеку в законодательстве: собственник корабля должен понимать, что его нельзя бросить, просто затопить. Когда закончится нормативный срок службы, его нужно утилизировать – и это головная боль собственника. Нужно предусмотреть меры в отношении уже затопленных кораблей: как их поднимать?